В чём опасность раннего развития

Загрузка...

Увлечение родителей разнообразными занятиями для малышей, «развивалками» и «подготовками к школе» растет. Одновременно растет и число детей с гиперактивностью, неусидчивых и тех, кому неинтересно в школе. Связаны ли эти два явления? Вот точка зрения психолога Марины Озеровой.

Уровень развития ребенка (психического и интеллектуального) определяется уровнем развития его игровой деятельности. Игра является ведущей деятельностью минимум до семи лет (игровая деятельность сохраняется до подросткового возраста, но доминантная — минимум до семи).

Именно в игре ребенок усваивает нравственные принципы, в игре формируются все его представления о мире, происходит становление межличностных отношений с другими детьми.

Казалось бы, никто из родителей не оспаривает право ребенка на детские игры. Но является ли игра ведущей деятельностью современных детей?

Игра — порождение цивилизации. Многие исследователи свидетельствуют, что в обществах, стоящих на более низкой ступени развития, дети сызмальства включаются в трудовую деятельность племени.

Познание общественных отношений происходит за счет имитации действий взрослых и постепенного вхождения в занятия остальных членов племени.

К сожалению, в современном мире положение игры изменилось — она уже не держится на пьедестале как основное занятие детей. Это изменение положения игровой деятельности не связано с психологическими новообразованиями.

Ответ чрезвычайно прост: активная игровая деятельность постепенно подменяется пассивным использованием мультимедийных средств или учебной деятельностью. Все большее распространение получает мнение, что развитие ребенка тождественно его обучению и происходит только за счет учебной деятельности.

Раннее развитие вместо естественного: чем плохо?

Почему же столь опасна подмена игры обучением (теперь его чаще всего называют «ранним развитием»)?

Загрузка...

Примерно до 5-6 лет у всех детей доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за творческие способности, фантазию, оперирование образами, эмоциональную сферу, оно действует очень быстро.

Если родители принимаются за «раннее обучение» малыша, они нарушают естественное развитие правого полушария мозга, и это уже невозможно компенсировать в более старшем возрасте.

Левое полушарие ответственно за логическое мышление, вербальную сферу, оперирование символами (буквы, цифры, схемы и т.п.), оно действует сравнительно медленно. Обучая малыша в раннем возрасте, родители стимулируют несвоевременное развитие левого полушария в ущерб правому — творческому.

В дошкольном возрасте у всех детей доминирует именно образное мышление, ребенок способен мыслить только «наглядно». Что же происходит, если взрослые вмешиваются в ход естественных процессов?

Как мы уже отметили, именно правое полушарие управляет эмоциональной сферой. Если этому не уделяется достаточное внимание, палитра чувств и эмоций ребенка оскудевает, ощущения и переживания упрощаются, выражение их становится либо примитивным, либо невозможным.

В последнем случае ребенок идет самой короткой дорожкой к сложным невротическим заболеваниям. Последствиями слишком раннего обучения являются также агрессия, синдром дефицита внимания, импульсивность, неуправляемость — это плоды неразвитости эмоциональной сферы.

Как было сказано, левое (логическое) полушарие действует медленно. К тому же вербальная сфера не является доминантной у дошкольника. При обучении взрослый постоянно подгоняет ребенка, чтобы тот быстрее запоминал, быстрее отвечал, быстрее оперировал знаковыми системами.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Загрузка...
В чём опасность раннего развития