Что может быть важнее в школе, кроме знаний, новых парт или умных досок?

Загрузка...

О том, что ребенка надо воспитывать, развивать, учить светлому, доброму, хорошему, подталкивать к победам и достижениям – написано много. Как и о том, как бороться с его дурными привычками, склонностями и ленью.

Идея, что к ребенку, в своих воспитательных порывах и экспериментах, надо относиться еще и уважительно, приживается медленно и тяжело. Он же зависит от нас! А у нас традиции, правила, предписания. Разглядеть за всем этим личность в маленьком ребенке для многих – непростая задача.

Взрослые отлично знают разницу между страхом и уважением. Тогда почему же в воспитании детей мы одно понятие заменяем другим?

Об одном маленьком эпизоде в школе, который так характерно описывает традицию пренебрежительного отношения к детям, размышляет журналист Галина Сергеева.

Мальчик Ваня, не сломайся!

Это была переменка, весь 1-Б бегал по классу, и одна из мам в коридоре видела, как задумчивый мальчик Ваня, с красным яблоком, подошел к учительнице, стесняясь.

Ваня долго стоял, пока учительница обратит на него внимание. Потом она наконец наклонилась к нему. Ваня что-то зашептал ей на ухо.

– Так, дети, внимание! – учительница неожиданно выпрямилась и хлопнула в ладоши.
Весь 1-Б затих.

– Дети, внимание, – повторила учительница. – Тут вот Ваня, дети, забыл, какое у меня отчество!..

Загрузка...

Дети захихикали. Ваня залился краской.

– Какое у меня отчество, дети? Давайте напомним Ване!..

– Ива-а-новна!.. – громко закричал класс.

– Ивановна, Ваня! Ты Ваня, а я – Ивановна! – учительница была довольна собой.

…Потом, говорят, случайно увидевшая все это чужая мама пыталась возмущаться. Пошла доставать Ваню, который спрятался в углу. Но учительница даже не поняла, о чем разговор, что не так-то? Она разве кричала на него? Просто объяснила доходчиво, надолго запомнит!..

А я подумала о том, как однажды, после своей дикой школы вот с такими же точно учительницами, вдруг чудом прошла конкурс в маленький пробивной экспериментальный лицей в Днепропетровске. И вот, самое главное, что меня поразило тогда – нет, не классы, не предметы, не компьютеры или что-то еще. Меня поразило, что всех детей там, всех нас, – называли на “вы”.

Да-да, вот так стоишь, шкет, привыкший помалкивать, привыкший сжиматься, а тебе вдруг – а не подскажите ли, Галина…

Такая мелочь, но я помню это чувство. Я никогда его не забуду. Словно хочется выпрямиться. Словно крылья за спиной. Хочется смотреть в глаза, хочется думать, мыслить, задавать вопросы.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Загрузка...
Что может быть важнее в школе, кроме знаний, новых парт или умных досок?