Общеизвестны те детские занятия, которые, хотя и обладают элементами игры, – ведь все, что делает ребенок до определенного возраста, по существу, является игрой, – но вместе с тем направлены на овладение начальными необходимыми знаниями и на формирование и развитие определенных качеств. Такие игры ребенок придумывает не сам, а обучается им у взрослых.
Малышу от года до 3 лет игрушки служат объектами познания (как, впрочем, и все, его окружающее), но гораздо более безопасными, чем «взрослые» вещи. На них он инстинктивно, без участия взрослых, отрабатывает навыки ознакомления с предметами – начиная от их внешнего вида, фактуры и даже вкуса, до функций, которые они могут исполнять, и действий, которые с ними можно производить. Часто ребенок знакомится и с их внутренним устройством, удовлетворяя свой инстинкт исследователя.
Но ребенку постарше – 4-5 лет – необходимы и другие упражнения, привлекательные для него, но имеющие цели, о которых он пока что не знает. Например, рисование – ребенку, конечно, интересно открыть для себя, что вообще существуют такие материалы (карандаши, краски, бумага), с помощью которых можно отобразить какую-то часть окружающего мира. Наученный простейшим приемам рисования (начиная с раскраски контурных рисунков), он может полюбить этот зачаток художественного творчества и проводить много времени, перелагая на бумагу, в меру своих способностей, то, что имеет для него наибольшее значение, – маму, папу, себя, собаку, кошку… Так, получив первый импульс от взрослых, он уже самостоятельно познает мир с помощью рисования: ведь изображение предметов и явлений – это инструмент их познания, что справедливо и для серьезной живописи взрослых. То же можно сказать и о других видах изобразительного творчества – хотя бы о лепке из пластилина. При этом растет наблюдательность, необходимая для того, чтобы более – менее похоже отобразить предмет; совершенствуется чувство цвета и формы. Также развивается моторика, происходит овладение более сложными и целенаправленными движениями, чем это требовалось для обследования незатейливых игрушек и простых действий с ними.
Нельзя забывать и о тех играх, которые ребенок также осваивает с помощью взрослых и которые имеют целью развитие уже не столько образного, сколько логического мышления. Это пирамидки с центральным стержнем и надетыми на него разноцветными кольцами; это кубики с фрагментами рисунка, из которых можно составить целостное изображение. Ребенку нужно приложить немало сообразительности, внимания и умения размышлять, чтобы сложить пирамидку с самым большим кольцом внизу и идущими вверх постепенно уменьшающимися кольцами, так что вверху оказывается самое маленькое. То же можно сказать и о кубиках. и о простейших паззлах: не сразу ребенок может догадаться, какой именно части рисунка не хватает в данном месте складываемой мозаики и какой кубик или кусочек паззла надо здесь добавить. В этом ему, несомненно, на первых порах необходима помощь взрослого. Складывание картинок, кроме освоения новых мыслительных процессов, новых движений, знакомит также ребенка с одним из фундаментальных свойств мира: целое может быть составлено из частей! На его глазах происходит чудо: из не имеющих никакого смысла фрагментов слагается изображение хорошо знакомого ему предмета. И творец этого чуда – он сам.