Слушать книги трудно, особенно тяжело, если это гиперактивный ребёнок, у которого диагностировали дефицит внимания. Процесс чтения требует усилий и активной работы памяти, воображения, мышления. Однако не получив этого навыка в дошкольном возрасте, у ребёнка почти наверняка возникнут трудности в школе. Мультики, кстати, смотреть гораздо проще — здесь не требуется особых интеллектуальных затрат.
С чего начинать
При приучении ребёнка к чтению, может возникнуть проблема, когда малыш, причём не обязательно с синдромом дефицита внимания, отказывается слушать чтение даже минимально короткое время. Вот приёмы, которые, возможно, помогут вам наладить процесс:
1. Выбирайте книги с красочными и понятными иллюстрациями.
2. Читайте короткие сказки.
3. Приступайте к чтению, когда ребёнок лежит в постели.
4. Читайте эмоционально, жестикулируйте: «Во-о-о-т такой бо-о-льшой», «Во-о-о-т такой ма-а-ленький» (покажите соответствующий размер рукой, пальцами).
5. В течение дня показывайте ребёнку предметы, явления, события ассоциативно связанные с прочитанными сказками.
Если у вас никак не получается заставить своего малыша слушать, когда ему читают, возьмите на заметку два следующих способа. С помощью них можно приучить слушать книги даже гиперактивного ребёнка.
По звонку будильника
Необходимо завести будильник или таймер, например, на пять — шесть минут. Предупредите ребёнка, что будете читать, а он слушать, пока не зазвонит будильник. Неусидчивый ребёнок концентрируется на будильнике и ждёт «волшебного» сигнала. Звонит будильник, вы выключаете его, хвалите ребёнка, даёте ему конфетку и обещаете вечером почитать ещё.
Ребёнок доволен, его похвалили, причём вроде бы не за что. Да ещё конфетку дали. Естественно, он будет ждать повторения таких событий. Вечером опять читаем. В ваших руках будильник, и время до звонка регулируете вы. Только не увлекайтесь и не увеличивайте время чтения более чем на пару минут в неделю.
От простого к сложному. Сначала картинки
Чтобы увлечь гиперактивного ребёнка от вас потребуется фантазия и некоторые художественные способности. Нарисуйте на бумаге историю. Девочка пошла в лес, набрала полную корзину грибов, да ещё и лукошко ягод собрала. Вернулась домой довольная, а бабушка с дедушкой её на пороге дома с радостью встретили.
Очень хорошо, если вы будете одновременно рисовать и рассказывать, и всё это в присутствии ребёнка. Конечно, чтобы ребёнку было интересно, а вам легче, необходимо заранее продумать рассказ и немного потренироваться в рисовании.
Историю можно придумывать более сложную и длинную, с продолжением, чтобы заинтриговать малыша. Проиллюстрировав несколько таких историй, приступайте к рассказу по чужим картинкам. Можно взять книжки, которые в последствие вы будете читать, но пока вести рассказ своими словами.