Каждый родитель сталкивается с вопросом привития привычек ребенку. Ведь привычки закладывают основу жизни человека и лучше всего запоминаются в раннем возрасте.
Пример для подражания
Все дети копируют то, что видят у взрослых, это главная форма обучения. Поэтому все поступки совершаемые детьми – это то, что они увидели у кого-то и применили для себя.
Откуда дети черпают информацию?
Родители. Главным примером для ребенка являются те, с кем он проводит большее количество времени, а это семья. В особенности перенимается мальчиками поведение отцов, а девочками матерей. Как себя ведут папа и мама, влияет на все действия ребенка.
Окружение. С самого раненого возраста дети попадают в социум, которым является детский сад, кружки по интересам, общение во дворе. То, в какую группу помещается ребенок, определяет его сознание и поведение. Влияние на это могут оказать взрослые, ограничивая и расширяя зону общения детей.
СМИ. Сегодня мы живем в таком мире, где одно из наибольших влияний оказывает информационная среда. С самого раннего возраста, дети впитывают знания из телевизора, чем старше он становится, тем большие потоки информации они получают.
Кумир ребенка
Большинство детей выбирают себе кумиров, как правило, это герои мультфильмов и кино. Также ими могут быть спортсмены и звезды шоу бизнеса. В этом нет ничего плохого, более того, это можно использовать в пользу при формировании привычек. Например, ребенок выбрал в качестве своего героя – супермена. Он сильный, храбрый и ответственный. Допустим, мальчик не хочет чистить зубы. Ему в пример можно привести то, что супермен точно чистит зубы, ведь у него отличная улыбка, и тогда ребенок с удовольствием будет это делать.
Процесс привития привычки
Есть правило, которое гласит, что любое действие становится привычкой при его ежедневном повторении в течение 90 дней. После этого срока становится уже проще делать, чем не делать. Это работает как с детьми, так и со взрослыми. Проблемой с детьми является то, что необходимо подавать информацию в развлекательной форме.
Основные шаги при формировании привычки, рассмотрим на примере сохранения порядка в комнате.
Придумать, как интересно подать ребенку действие. Лучше всего сделать это в игровой форме. В нашем примере это может быть так: уборка – это компьютерная игра, в которой надо последовательно собрать вещи.
Вознаграждение. В процессе прививания привычки можно придумать вознаграждение. Например, за полную уборку ребенок получит мороженое.
Подача личного примера. Мама сама убирается у себя, показывая как это весело, как удобно после завершения уборки, и после кушает мороженое. Потом она предлагает это сделать вместе в комнате ребенка. И, наконец, предлагает ему это сделать самому.
Принцип поощрения всегда более продуктивен, чем принуждение. И главное помнить, что как формируются полезные привычки, так же формируются и негативные. Например, если папа курит и объясняет ребенку, что так делать не надо, то ребенок будет перенимать действие, а не слова.