Одним из мощных факторов развития и долголетия мозга является запоминание информации; а запомнить легче то, что интересно, или то, что отличается стройностью ритма и красотой рифмы. Для детей умение запоминать и излагать — важнейшие навыки для облегчения сначала школьной, а затем и студенческой жизни. Вот некоторые советы дошкольникам о том, как эффективно учить стихи.
1) Как можно раньше познакомить ребёнка со стихами. На Руси мамки-няньки общались с младенцем с помощью прибауток и потешек. Такой способ коммуникаций даже название своё имел — пестование. Тут и знакомство с окружающим миром, и пассивное развитие речи малыша, и «пеленание» музыкой стихотворного бытия.
До 4-х лет происходит накапливание информации, запоминание отрывочное и выборочное. Зато за пару лет до школы, мозг ребёнка развивается очень быстро, поэтому важно учить и запоминать стихи в огромном количестве. Как известно, лучшая тренировка памяти — заучивание: клин клином.
2) Нужно наделять стихотворный текст эмоциями, читая не просто с выражением, а как бы проживая его, искренне радуясь и огорчаясь с его героями.
3) Подбирайте стихи для заучивания, близкие малышу по возрасту и темпераменту, интересные по содержанию. Вряд ли двухлетка слёту перескажет «Руслан и Людмила», скорее всего поведает про косолапого не особо удачливого мишку, получившему по лбу шишкой. Если малыш спокойный и уравновешенный, ему придутся по душе стихи размеренные и плавные; ритмичность К. Чуковского понравится непоседам и озорникам. И, кстати, с последними лучше разучивать стихи на ходу, не пытаясь обуздать шилопопое создание, призывая посидеть за столиком и послушать.
4) Маленькому ребёнку необходим мощный мотиватор, чтобы выучить стихотворение. Например, как подарок кому-нибудь на день рождения или, чтобы сделать приятное папе. Бурные эмоции взрослых на прочитанный стишок, надолго запомнятся малышу вместе с текстом, который будет повторяться снова и снова в поисках новых слушателей.
5) Важно, чтобы заучиваемое стихотворение было полностью понятно малышу. Поэтому не лишним будет обсудить смысл стихотворения, поясняя сложные для восприятия моменты, оговаривая причину тех или иных поступков героев.
6) Все дети разные, а потому и каналы восприятия информации могут отличаться. Кому-то нужно услышать, чтобы запомнить, а кто-то должен обязательно посмотреть — будь то текст или картинка. Поэтому существует несколько основных способа запоминания информации:
- Аудиальный — заучивание происходит по строчкам (куплетам), потом целиком. Взрослый читает, малыш повторяет.
- Визуальный – построчное прорисовывание стихотворения. Взрослый читает малышу строчку и тут же схематично рисует её содержание. Построчные рисунки отделяются горизонтальной чертой. Далее малыш рассказывает стих, опираясь на рисунки взрослого.
- Кинестетический – запоминания, закреплённое каким-либо механическим действием: намотать клубок, читая стишок; собрать пирамидку; построить домик. К этому же способу относятся стишки с движениями, когда малыш рассказывает и занимается гимнастикой, приседая, хлопая в ладоши, топая по смыслу стиха.
- Логический — после прочтения первой строчки взрослый просит малыша рассказать о дальнейших событиях, побуждая мыслить логически. Ребёнок запоминает текст, выстраивая смысловые связи.
7) Закрепляя результат заучивания и всесторонне развивая малыша, психологи советуют нарисовать выученный стих. Таким образом, можно завести целый альбом детских иллюстраций, по каждой из которых в памяти будет всплывать стишок и приятные ассоциации с детством и занятиями с любимой мамой.